Молодой поэт Рафаэль де Валантен проигрывает последние деньги и собирается покончить с собой, но в лавке древностей он получает от хозяина шагреневую кожу, способную исполнить любое его желание. Однако с каждым исполнением кожа уменьшается в размерах, а вместе с ней сокращается и жизнь Рафаэля 😱. Ужас происходящего становится магнитом, зритель заворожен силой желаний и последствиями их материализации. Телеспектакль 1975 г. "ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА" 📺 vk.com/page-1844933_54441776 "ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА". Автор: Оноре де Бальзак Жанр: философская притча, мистика, мелодрама, фантастика Телеспектакль. Главная редакция литературно-драматических программ, 2 части. Год записи: 1975. Из коллекции ГТРФ. Режиссер, сценарист - Павел Резников Оператор - Евгений Ефимов Композитор - Давид Кривицкий 🎭 В ролях: Олег Табаков - Рафаэль Валентин Гафт - Растиньяк Екатерина Васильева - Феодора Марина Неёлова - Полина Александр Вокач - Ионафан Юрий Катин-Ярцев - Поррике Валентин Никулин - Эмиль Пётр Щербаков - Фино а также Сергей Мигицко, Илья Рутберг, Николай Салант, Леонид Каневский, Валентин Смирнитский и др. 📖 О романе: «Шагреневая кожа» (фр. La Peau de Chagrin), 1830—1831) — роман Оноре де Бальзака. Посвящён проблеме столкновения неискушённого человека с кишащим пороками обществом. Жанровое своеобразие романа «Шагреневая кожа» складывается из особенностей построения трёх его частей. «Талисман» сочетает в себе черты реализма и фантастики, являясь, по сути, мрачной романтической сказкой в гофмановском стиле. В первой части романа поднимаются темы жизни и смерти, игры (на деньги), искусства, любви, свободы. «Женщина без сердца» - исключительно реалистичное повествование, проникнутое особым, бальзаковским психологизмом. Здесь речь идёт об истинном и ложном – чувствах, литературном творчестве, жизни. «Агония» - классическая трагедия, в которой есть место и сильным чувствам, и всепоглощающему счастью, и бесконечному горю, заканчивающемуся смертью в объятиях прекрасной возлюбленной. Образ шагреневой кожи пришел Бальзаку не просто так. Ее способность уменьшаться — не литературная метафора. Дубленая выделанная кожа, взятая со спины коз, овец или лошадей, обладает прекрасными характеристиками. Ее отличают мягкость, пластичность и интересный, узнаваемый рисунок. Но если шагрень подвергнется воздействию продуктов обработки нефти или каменного угля, она теряет свои первоначальные свойства, увеличивается в размерах или сокращается, что, собственно, и подало писателю мысль для построения сюжета. Кстати, шагреневой кожей называют также бумагу или специальную ткань, используемую для обивки мебели и создания книжных переплетов. Причина в сходстве рисунка кожи и этих материалов. Мистическое произведение Бальзака читать довольно страшно. Оно выделяется на фоне остального его творчества, которое максимально приближено к реальности, и кажется мрачным. Поучительный смысл, заложенный на страницах, очевиден и бросается в глаза. Ужас происходящего становится магнитом для читателя, буквально завороженного силой желаний и последствиями их материализации. Аллегория очень показательная и может быть переложена на множество ситуаций, о которых бедняга Валентен не мог и подумать. -------------------------------- 📎 Корни слова «шагрень» связывают с турецким «сагри» и персидским «сагари» – названиями обработанной особым образом лошадиной кожи с крупа. Материал имеет зернистую мерею – рисунок на поверхности кожи, который формируют тиснением. В Европу шагрень попала в XVII веке, как экзотика стран Востока. Красивая прочная шагреневая кожа быстро вошла в моду, а к XVIII веку достигла такой популярности, что появилась даже гильдия мастеров шагрени (Голландия). Во Франции Жан Клод Галюша, придворный кожевник Луи XVI, вместе с сыном Дени Клодом в 1774 году представил изделия, в которых использовалась кожа ската. Шкатулки для ювелирных изделий, рамы для зеркал, вставки на мебели покорили двор, а выделанная под шагрень кожа акульих рыб получила название «галюша». Из галюша делали переплеты для дорогих книг, футляры для столового серебра, часов, микроскопов и телескопов. Перфеттини в своей книге "Le Galuchat" утверждал, что шагрень рыб использовалась еще в Древнем Египте при погребальных ритуалах, а в средневековой Японии галюша вознеслась в ранг искусства, ее почитали как дорогой, благородный материал. ---------------------------------------- ✍ Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac ɔnɔʁe də balˈzak; 20 мая 1799, Тур — 18 августа 1850, Париж) — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе. Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других. Оноре де Бальзак был настоящим мастером превращать страницы книги в зеркало, в котором отражались пороки современного ему общества. Каждый, заглянув в его романы, видел то, что отказывался замечать в действительности. Многие потешались над героями, раздражались от их поведения, не осознавая, что эти люди и сами читатели — одно и то же. ______________________ 📻 ДРУГИЕ ПОСТАНОВКИ по произведениям Оноре де Бальзака слушать ЗДЕСЬ 👉 vk.com/page-1844933_26951084 #театр_у_микрофона #телеспектакль #шагреневаякожа #ОноредеБальзак #ОлегТабаков #ВалентинГафт #ЕкатеринаВасильева #МаринаНеёлова #ВалентинНикулин